Коляда - это праздник рождения нового солнца - Божича. Он празднуетося на третий день после зимнего солнцестояния, когда самая длинная ночь начинает уменьшаться, а самый короткий день - пребывать. Вечер на кануне рождества Божича называют Святым Вечером, Сочельником или Богатой кутьёй. К этому празднику готовились заранее: делали рождественские украшения- «пауков» из соломы, символизирующих трудолюбие и Рода Всевышнего, который выплел Вселенную; хозяйка вышивала новый рушник, закладывая в него желаемые образы на будущий год. Вышивался он особым образом: на изнаночной стороне не должно быть ни одного узелка, ни одного перекрёста и путанки, все стежки только в одном направлении- или в вертикальном или в горизонтальном. Орнамент, который вышывается на рушнике, символизирует то новое, что должно родиться в новом году. 24 декабря до первой звезды обычно ничего не ели, хозяйка накрывала обрядовый стол. Основным обрядовым блюдом была кутья, которая выносилась на новом рушнике и ставилась на стол. Кутья символизировала собой Дыв - непроявленное бытие, хаос, в котором всё зарождается . Кроме кутьи на столе должно было быть ещё 11 блюд (всего 12) по числу созвездий (месяцев): узвар, гречаники, вареники с картошкой, голубцы с грибами (в них добавляют также пшено, морковку и лук), пряники - вергунцы, постный борщ, грибы, капуста, яблоки и груши, постные пироги, капустник. С первой звездой вся семья садилась за стол. В это время к столу приходят и души наших предков, поэтому прежде чем сесть за стол на скамейку или стул, на них дули или обмахивали (чтобы не сесть на предка). Для предков специально ставились дополнительные стулья и скамьи. Хозяйка торжественно на новом рушнике вносила кутью и ставила на стол. Хозяин говорил первую молитву к предкам и ложку кутьи подбрасывал к потолку со словами «предки наши, ешьте с нами!». Хозяин называет имена ушедших родственников и проговаривает: «Кто умер - тот в Нави, а кто жив - тот с нами. Пусть им легко ведется, а нам легко живётся!» После этого все садились за стол. Хозяин произносил молитву за всех ныне живущих членов семьи, желая им здоровья, счастья и встретить вместе следующее рождество, брал кутью и свечу и кланялся четырём углам, после чего передавал тарелку с кутьёй хозяйке. Она подносила её всем членам семьи, каждый из которых должен был съесть по 3 ложки, а затем попробовать все 12 блюд. После ужина дети относили обрядовую еду своим божатым, бабушкам - дедушкам, бабе - повитухе. Войдя в дом они говорили: «Добрый вечер! Мама и папа прислали вам хлеб, соль и ужин». Хозяева пробуют кутью, хвалят её и берут часть других гостинцев, в свою очередь одаривая детей фруктами, орехами, конфетами и деньгами. Также в Сочельник хозяин торжественно вносил в дом Дидух. Дидух – это символическое Древо Рода, сделанное из колосьев пшеницы. Когда наши предки убирали урожай, первый сноп они посвящали Макоше - матушке земле, а последний Велесу. Вот из этих двух снопов и изготавливался Дидух. В красном углу (на покутье) оставшейся пшеницей застилали пол, она изображала Дыв - хаос из которого всё родилось. На неё ставили Дидух - древо Рода - символ проявленного бытия. Рядом с Дидухом в честь предков ставится кутья и узвар- поминальные блюда. Считается, что в эту ночь предки пребывают в домах своих потомков. Дидух остаётся в доме до 31 декабря, когда в канун Щедрой кутьи (с 31 декабря на 1 января) его вырносят из дома и сжигают, либо обмолачивают и зерна смешивают с посевным зерном. В полночь проводили в храме праздничное Правьславление, посвященное рождению Божича (солнца – младенца), а после него, ещё до восхода солнца шли на святилище под открытым небом, которое находилось на холме. Там заранее были приготовлены дрова и хворост для костра. Прибывшие вставали лицом на восток, образуя полумесяц вокруг будущего костра, зажигается Священный Огонь. Первые лучи солнца встречаются бодрым пением:
«Слава! Слава! Слава!
Вседайному Богу
Господу Богу-
Родному Дажбогу!»
Когда Непобедимое Солнце поднимется полностью, волхвы читают молитвы в честь Солнца – Божича, вспоминают славные деяния славянского рода. Затем участники праздничного торжества становятся вокруг костра и поют славу Дажбогу. После этого начинается праздничный завтрак. Каждый участник торжества получает вареник с сыром в виде полумесяца. Праздник продолжается всенародным гулянием. В обед в каждой семье разрезают свежеиспечённый каравай на 8 частей, что символизирует солнце, через которое идёт к нам свет Рода Всевышнего из самого центра Мироздания Камня Алатыря, который предсталяется в виде восьмиконечной звезды. Вечером люди выходят торжественно провожать Непобедимое Солнце на ночной отдых.
Ярослава Агеева
По книге Владимира и Лады Куровских «Мир славянской женщины»